суббота, 30 мая 2009 г.

Факты об алмазах

Во все времена этот завораживающий и уникальный камень притягивал человека. «Он остаётся невредимым в самом сильном огне, это свет солнца, сгустившийся в земле и охлаждённый временем, он играет всеми цветами, но сам остаётся прозрачным, точно капля воды...» - писали об алмазе в древности. Первые упоминания об использовании человеком алмазов относятся к Индии и появились примерно за три тысячи лет до нашей эры. Алмазы сверкающей нитью проходят сквозь ткань бытия, сквозь историю человечества, исчезая на время и вновь появляясь, чтобы осветить своим загадочным сиянием самые невероятные и причудливые легенды. "Величайшую цену между всеми человеческими вещами, а не только между драгоценными камнями, имеет алмаз, который долгое время только царям, да и то весьма немногим, был известен" – писал древнеримский ученый Плиний Старший в 79 году н.э. в своем трактате «О естественной истории».


Греки называли его «адамас» или «адамантос» — непобедимый, несокрушимый, непреодолимый; римляне — «диамонд»; арабы — «алмас», наитвердейший; древние евреи — «шамир»; индусы называли его «фарий». Древнерусский литературный памятник, «Изборник» 1073 г., в равной степени использует термины «адамас» и «адамант», а «Хождение за три моря» Афанасия Никитина (1466-1472 г. г.) впервые, и навсегда, «узаконило» в русском языке название «алмаз». В древней Индии считали, что алмазы образованы из пяти начал природы - земли, воды, воздуха, неба и энергии. В Индии алмаз был обожествлён и превращён в фетиш. Его наделили множеством мифических возможностей, таких, как исцеление от болезней, защита от злых духов и просто врагов, от ранений, сглаза, порчи; объявили дарующим ясновидение, способность предсказывать...


Для измерения веса алмазов принят метрический карат, — 0,2 грамма или 200 миллиграммов. Алмазы массой более 15 карат — редкость, массой в сотни карат — величайшая редкость. Некоторые камни получают собственные имена, мировую известность и прочное место в истории. Подробнее об исторических алмазах. В настоящее время общемировой объем добычи алмазов составляет порядка 130 миллионов карат. Подробнее о добыче алмазов. Главное использование природных алмазов – в ювелирном деле, но далеко не из каждого алмаза можно сделать бриллиант. Безусловно ювелирными считаются около 15% добываемых алмазов, еще 45% считаются околоювелирными, т.е. уступают ювелирным по размеру, цвету или чистоте. До конца XIX века бриллиантами владели только высшие сословия, но в ХХ веке были открыты крупные месторождения алмазов, и рост добычи сделал их более доступными для покупателей. Тем не менее и сегодня бриллианты доступны далеко не каждому, и люди по-прежнему рассматривают владение бриллиантом как принадлежность к наиболее успешной части общества.

Сверкание и красота алмаза в полной мере раскрываются только после огранки. Долгое время считалось, что Л. ван Беркем из Брюгге в конце 15 в. разработал метод точной симметричной огранки (используемый до сих пор), заключающийся в шлифовке камня на железном круге, на который наносится смесь алмазного порошка и масла. Сейчас существование этого мастера ставится под сомнение. Предполагают, что вышеуказанный метод был разработан в Индии. Ранее полагали также, что бриллиантовую огранку изобрел итальянский гранильщик Винченцо Перуцци в конце 17 в., но и это мнение оказалось ошибочным. Поэтому среди историков нет единого мнения, где и когда появилась бриллиантовая огранка.


Бриллиант (от франц. brillant - блестящий), алмаз, которому посредством обработки придана специальная форма, так называемая бриллиантовая огранка, максимально раскрывающая оптические свойства камня. Огранщики на протяжении столетий проб и ошибок научились таким образом использовать показатель преломления камня, чтобы переотражать на гранях павильона свет, вошедший в камень со стороны короны, и рассеивать в разные стороны. Благодаря дисперсии света, присущей алмазу, можно наблюдать игру бриллианта в виде лучей всех цветов радуги. Подробнее о бриллиантовой огранке. Слово "бриллиант" на самом деле - это название вида огранки, а не материала. Но в случае, когда речь идёт о бриллианте, огранённом из алмаза, наименование материала может быть опущено. В этом случае "бриллиант" означает и вещество, и вид огранки. Слово «алмаз» используется, когда имеется в виду сам материал, вещество, или когда речь идет об алмазном сырье.


Необработанный алмаз - это сырье, из которого огранщики сделают бриллиант, а мастера ювелирных дел - роскошное изделие. Алмазы, как отпечатки пальцев, уникальны - не бывает двух полностью идентичных камней. Бриллианты же наоборот, изготавливаются по строго определенным правилам. Есть бриллианты, например, желтые или черные, авторские формы огранки, которые подвержены моде, и спрос на них изменчив. Но классический бриллиант стоит над модой, и спрос на него не меняется с годами. Высказывание «Diamond is forever», т.е. «Бриллиант – это навсегда» не только иллюстрирует неизменно высокое место бриллиантов в нашем обществе и связь этих камней с вечными человеческими чувствами, но и невообразимо древний их возраст. Дело в том, что научные методы, используемые для определения возраста минералов и горных пород, дают для алмазов возраст от полутора до трех с половиной миллиардов лет. Можно сказать, что алмазы старше всего, что нас окружает, и их возраст соизмерим с возрастом нашей планеты.


Алмазы как носители уникальной твердости и других интересных свойств являются объектами пристального внимания ученых, являются как объектом исследования, так и ценным материалом для использования в технике. Существует и специалисты – геммологи, или эксперты по драгоценным камням. Геммологи на протяжении последних десятилетий разрабатывают научные методы определения подлинности алмазов и бриллиантов, объективные системы их оценки, рекомендации по огранке бриллиантов. Подробнее об экспертизе бриллиантов. Однако потенциальному покупателю непросто сориентироваться среди этого большого объема знаний, особенно если он ищет простые рекомендации, которые позволили бы ему сориентироваться в мире бриллиантов и выработать правильную линию поведения на рынке. Многие сведения, позволяющие профессионалам зарабатывать на продаже бриллиантов, являются многолетними наработками и представляют собой коммерческую тайну. Однако сегодня, в век информационных технологий, информация становится гораздо более доступной, и для любого человека, желающего стать знатоком, квалифицированным потребителем, не существует былых ограничений. Советы потребителям.

Поистине, у бриллианта нет конкурентов - это безусловный фаворит в мире драгоценных камней и ювелирных украшений. Однако сколькими бы прекрасными свойствами не обладали бриллианты, приобретая изделия с этим камнем, никогда нельзя надеяться на случай. Неподготовленный человек, имея дело с драгоценными камнями, нередко обречен на неудачу. Подходить к покупке столь серьезного камня стоит хорошо подготовленным. Будущий покупатель может научиться понимать камень как "личность" и оценивать такие важные его характеристики, как цвет, чистоту, огранку, его игру и блеск, вес, и научиться соотносить это всё с его ценой. Бриллианты очень во многом похожи на людей. Практически каждый из них имеет недостатки, которые только нужно суметь разглядеть (идеала практически нет), и какие-то свои индивидуальные преимущества, например, высокое качество огранки или полировки, уникальный цвет. Индивидуальность бриллиантов остается несмотря на стандарты, которыми руководствуются огранщики, поскольку эта индивидуальность присуща алмазам – уникальным природным творениям. Понимание индивидуальности бриллиантов позволяет выбрать наиболее подходящий камень. Процесс поиска и выбора бриллианта не обязательно должен сводиться к посещению ближайшего ювелирного магазина, он может стать увлекательным событием, путешествием, в котором каждого ожидают новые знания, новые впечатления и новый опыт. Перейти в форум.

использованы фотографии Де Бирс и журнала "Вокруг света"

Комментариев нет:

Отправить комментарий