Это - порода с послойным чередованием прямых слоев халцедона и карбонатов различной окраски и зернистости. В последнем случае он носит название мраморного, египетского, мексиканского, пещерного, алебастрового оникса, восточного и египетского алебастра и др. Поэтому когда в Священном Писании говорится об алебастре, неясно, о чем идет речь - о гипсе или ониксе. В русской литературе термин мраморный оникс (хотя и очень неудачный) стал употребляться в конце XIX века. У нас его чаще называют пещерным ониксом.
Ониксы напоминают радужный цвет ногтя, что нашло отражение и в названии самоцвета (по-гречески "оникса" - ноготь, копыто, коготь). В старинных индийских лапидариях (древних книгах о драгоценных камнях) ониксы назывались джемой. Они были одними из излюбленных самоцветных камней, почему санскритское название перенесено на все драгоценные камни в латинском языке (геммология). Они достаточно красивы, нежны по рисунку, склонны к зеркальной полировке, полупрозрачны. Добывались и использовались уже в V-IV тысячелетии до нашей эры в Египте, Вавилоне, Ассирии, позднее - в Мексике, Греции и Риме.
На заре цивилизации оникс (в том числе мраморный арагонитовый) играл роль священного камня у разных народов. Есть о нем упоминания даже в Библии. По преданию, в знаменитом иерусалимском храме Соломона без окон стены были сделаны из полупрозрачного оникса; у ацтеков Мексики он высоко ценился и использовался для украшения храмов и изготовления жертвенных сосудов, особенно прозрачный зеленовато-белый с оранжевыми и коричневыми полосами. Бируни пишет о некоем Нумане, который нашел на одном из благодатных островов Красного моря драгоценный оникс 24 сантиметра в поперечнике черного цвета с округлыми пятнами на поверхности. За этот красивый образец правитель области Валид ибн Абд ал-Малик отдал нашедшему его Нуману в удел целый остров. Оникс же был вставлен в стену мусульманской святыни - Каабы, напротив двери. Это второй "черный камень", которому поклоняются паломники, пришедшие в Мекку.
Знать Индии заказывала из мраморного оникса кубки и пила из них вино и, как говорили легенды, "любовь и веселье между ними становились сильнее". Кабошонам из него приписывали магические свойства, предохраняющие от дурного глаза и колдовства, их хозяева переставали бояться напраслины, становились приятными даже своим недругам, и к ним все относилось с симпатией. "Там, где есть этот камень, - считали в средние века в Закавказье, - войны совсем не будет". В порошке мраморный оникс использовался для чистки зубов и лечения бельма; полагали, что он обостряет слух, умеряет боль и для облегчения боли его клали на воспаленные места и опухоли, а также на живот, дабы ослабить колики. Оникс укрепляет память, в серебре лечит сердце и бессонницу, изгоняет черные мысли. Считается, что он концентрирует большую биоэнергию и вытягивает из тела многие болезни. Так, в одном из древнерусских летописных сборников о большой церковной чаше из восточного оникса - потире, хранящейся в московском Успенском соборе, говорится: "кто из нее изопьет, исцелен будет".
В древности у ряда народов его называли "камнем вождей", так как своей энергетической силой он обеспечивал власть) обострял ум, позволял отгадывать планы смертельных врагов, охранял от внезапной смерти и покушения на жизнь. Существует даже убеждение, что ониксовые бусы рискованно дарить теще, жене, возлюбленной, так как это усилит их роль в семье и семейных спорах, то есть даст возможность стать главой семьи. На Востоке - в арабских странах и Китае - оникс считался несчастливым камнем, камнем печали и скорби. Может быть, по этой причине красивым мраморным ониксом отделаны стены усыпальницы Тимуридов - Гур-Эмир в Самарканде. Арабы называли его именно так - "джаз", что в переводе означает "печаль", "скорбь". Оникс назывался камнем, "уносящим радость", "потому что у всех разновидностей этого камня есть одно общее свойство: тот кто носит его при себе, начинает испытывать беспричинный страх, и тем сильнее он, чем меньше для него поводов". У того, кто носит его, всегда множатся заботы и печали, а по ночам снятся ему дурные и страшные сны. Камень даже считался очень ядовитым и, если его, смешав с вином, выпить, он разъедает за короткий срок легкие. По всей видимости, это относилось к кремнистому ониксу, так как подчеркивалась его очень высокая твердость.
Полосчатому мраморному ониксу посвящали свои строки многие поэты Востока, сравнивая этот нарядный черно-белый камень с глазами газели, очами возлюбленной и т. д. В то же время йеменцы, добывая оникс, старались быстрее его продать, так как, по их поверью, камень напоминает глаза умершей женщины (поэтому, по-видимому, ониксовые изделия нам весьма охотно продает Пакистан). В Китае к копям, где добывали оникс, боясь дурного предзнаменования, без большой надобности посторонние старались не приближаться.
Древняя знать в других странах широко использовала оникс для производства специальных сосудов с узким горлышком для хранения духов, душистых масел и других благовоний. Считалось, что оно в них лучше сохраняется: запах остается даже тогда, когда масло из сосудов давно уже использовано. По преданию, этот самоцвет сторожит своего хозяина от огня и сумасшествия. В Индии верили, что ношение оникса охлаждает любовный пыл. Может быть, поэтому у многих народов бытовало убеждение, что он вызывает разлад у влюбленных. Наоборот, древние греки, а вслед за ними в средние века и французы считали, что этот камень может обнаружить и добыть только "чистый сердцем и безгрешный в мыслях" человек.
По преданиям народов Закавказья, оникс приятен царям и царицам; им украшались, согласно грузинским поверьям (X век), невесты высокопоставленной знати и богачей. Он высоко ценился в качестве украшений у древних евреев. Христианская религия посвятила сей самоцвет апостолу Филиппу.
Копирование материала только с указанием гиперссылки на мой сайт akula555560@mail.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий