Цветные алмазы ювелирного качества встречаются гораздо реже, чем бесцветные. В то время, как бесцветных алмазов добывается несколько миллионов штук в год, цветных алмазов ярких чистых цветов - первые десятки. Их окраска может быть желтой, оранжевой, коньячной, пурпурной, зеленой, розовой, красной, голубой или синей.
В Алмазном Фонде в Кремле экспонируются два фантазийных бриллианта: голубой весом 7 карат и розовый - 3.36 карат, а также представлено несколько желтых и коричневых бриллиантов. Бриллианты таких цветов, как красный, розовый, оранжевый, лиловый, синий, голубой, зеленый часто стоят дороже, чем бесцветные бриллианты самой высшей группы цвета. Высокая стоимость делает такие камни доступными исключительно узкому кругу очень богатых покупателей. Поэтому неудивительно, что во всем мире существует всего несколько фирм, специализирующихся на бриллиантах фантазийной окраски. В 2003 году Смитсониановский институт естественной истории в США демонстрировал уникальную экспозицию фантазийных бриллиантов, камни для которой пришлось по одному одалживать из коллекций крупнейших фирм.
В центре бесцветный бриллиант Millennium Star (203.04 карата). Слева направо: Steinmetz Pink (59.60 карат), Heart of Eternity (27 карат), Pumpkin Diamond (5.54 карата), Moussaieff Red (5.11 карат), Ocean Dream, Allnatt (101.29 карат).
Собственником Millennium Star и Heart of Eternity является компания De Beers. Steinmetz Pink принадлежит Steinmetz Group и назван в ее честь. Moussaieff Red был огранен по заказу компании Moussaieff Jewellers Ltd. Бриллиант по имени Allnatt назван в честь своего владельца, известного мецената Альфреда Эрнста Алната
Стоимость цветных бриллиантов безмерно высока и может достигать $1 млн. за карат, если камень имеет природную окраску. Такую огромную стоимость фантазийные бриллианты имеют в первую очередь благодаря своей редкости. Цветные алмазы настолько специфичны, что для них не работают многие законы рынка обычных алмазов. Их нужно гранить по другим правилам, оценивать по другим системам и продавать иначе, нежели обычные бриллианты. На фантазийно окрашенные бриллианты не существует прейскурантов или прайс-листов, т.к. сделок с ними слишком мало для статистической обработки цен. Кроме того, небольшие вариации в окраске приводят к значительным скачкам стоимости. Например, для красных и розовых бриллиантов возможно резкое снижение стоимости, если у них проявляется коричневый оттенок. И наоборот, если основной цвет - коричневый, то стоимость может подскочить вверх, если проявляется оранжевый оттенок. Для синих и голубых бриллиантов нежелательным является серый оттенок, а для зеленых - желтый оттенок.
Для того, чтобы получить представление об уровнях цен, сложившихся на рынке цветных бриллиантов, дилеры и геммологи обычно собирают информацию о реальных сделках с этими камнями, в первую очередь по итогам аукционных торгов на Sotheby's и Christie's. Иногда в каталогах этих аукционов при подготовке к продаже какого-либо цветного бриллианта приводятся цены сделок с другими подобными камнями.
В разное время той или иной мировой популярностью пользовались различные цвета алмазов. В девятнадцатом веке и в начале прошлого века наибольшей популярностью пользовались синие бриллианты. Знаменитый синий 42.5-каратный бриллиант "Хоуп" считается самым дорогим небольшим предметом в мире, его оценивают в $200 млн., то есть чуть меньше $5 млн. за карат. В настоящее время сложно сказать, какой цвет камня является более популярным. Так, например, начиная с 1970-х годов, когда были открыты алмазные месторождения в Австралии, на рынок начали продвигать розовые, “коньячные”, “винные”, лиловые и красные бриллианты из месторождения Аргайл. Сейчас стоимость таких камней достигает $100 тыс. за карат. Цена красных, зеленых и синих бриллиантов колеблется между $400-$500 тыс. за карат. В декабре 2001 года красный бриллиант круглой огранки весом 1.92 карата и качества VS2 был продан за $1.65 млн.Являются ли черные алмазы фантазийными?
Ситуация с черными бриллиантами требует отдельного обсуждения. До недавнего времени сырье для их производства - черные алмазы - считалось исключительно техническим, т.е. такие алмазы отсортировывались в позицию "борт". Стоимость такого сырья не превышала 10 долларов за карат. Однако какая-то часть такого сырья пригодна для огранки, а именно те кристаллы, в которых черный цвет равномерно распределен по всему объему. Далеко не все специалисты согласны с тем, что ограненный черный алмаз можно называть бриллиантом, ведь он непрозрачен, не сверкает и не "играет", и способен отражать свет только поверхностью. Однако понятно, что торговый термин "черный бриллиант" имеет право на существование в том смысле, что использование этого термина не может преследоваться в судебном порядке.
Черных алмазов гораздо меньше, чем бесцветных (или почти бесцветных), поэтому черные бриллианты и украшения с ними начали позиционироваться как уникальные и быстро заняли свою рыночную нишу. Они популярны, в частности, у мужчин, многие из которых далеки от мысли украшать себя бесцветными бриллиантами и в таком виде появляться на обществе. Стоимость черных бриллиантов гораздо ниже, чем цветных, и существует категория покупателей, которые могут себе позволить черные, но не могут позволить (и даже найти на рынке) цветные. Кроме того, по причине низкой стоимости сырья операции с черными бриллиантами более прибыльны для огранщиков, дилеров и ювелиров, чем работа с бесцветными бриллиантами.
Однако помимо описанных положительных сторон, рынок черных бриллиантов имеет и отрицательные. Поскольку многие эксперты относятся к ним скептически, то владелец черных бриллиантов может почувствовать себя обманутым, если узнает, что "купил борт", или "переплатил", потому что это "вообще не бриллианты" и "относятся к самой последней группе по ТУ, или вообще не соответствуют ТУ". Вторая проблема - это то, что черные бриллианты могут нанести вред высокой рыночной репутации цветных бриллиантов, поскольку претендуют на их роль. Третья проблема - облагораживание. Рост популярности черных бриллиантов вызвал новый виток технологий облагораживания, и в частности, появились фирмы, которые могут "зачернить" низкокачественные, дефектные бриллианты путем облучения или отжига. В свою очередь, геммологические лаборатории ищут пути диагностики следов облагораживания таких камней и публикуют результаты исследований в научной геммологической периодике. Еще одна проблема - под видом черного бриллианта покупателю могут подсунуть искусственный черный муассанит.
Российский рынок
Почти все свои алмазы Россия добывает на месторождениях в Республике Саха - Якутия. В этих месторождениях из фантазийных окрасок встречаются только желтые и коричневые. Поэтому российский рынок цветных алмазов и бриллиантов страдает от нехватки сырья. Российские ювелиры раньше огранщиков почувствовали, что в стране есть спрос на фантазийно окрашенные бриллианты. Однако первые голубые и ярко-желтые бриллианты, закупленные ими за рубежом, были почти все облагороженными, о чем, естественно, иностранные продавцы не сообщали. Вслед за ювелирами огранщики и дилеры увидели возможности, которые несут в себе цветные бриллианты, и на нашем рынке появились бриллианты с природным происхождением окраски. В компании "АЛРОСА" отмечают рост спроса со стороны огранщиков на желтое и коричневое алмазное сырье. Постепенно на рынке возникло понимание, что цветной бриллиант должен сопровождается геммологическим экспертным заключением. В этом заключении должны быть отражены два обстоятельства: природное происхождение камня и природное происхождение окраски. Некоторые лаборатории, например, GTL GIA, имеют отдельный бланк для экспертного заключения на фантазийно окрашенный бриллиант.
Особенности оценки
Что нужно знать, чтобы не быть обманутым при торговле цветными бриллиантами? Во-первых, велика вероятность, что камень может быть синтетическим или облагороженным. Синтезировать крупный кристалл алмаза густой желто-коричневой окраски проще, чем бесцветный. Поэтому любой желтый, желто-коричневый или коричневый бриллиант нужно проверять на предмет природного происхождения. Имеющиеся на сегодняшний день технологии искусственного изменения окраски позволяют изменить цвет природного кристалла на более привлекательный, например, зеленый или ярко-желтый. Поскольку облагораживание не оставляет в камне очевидных следов, необходимо специальное оборудование и диагностические методики. Поэтому задачи диагностики обычно решаются в геммологических лабораториях, и экспертное заключение признанной лаборатории - гарантия подлинности камня и его окраски.
После того, как не осталось сомнений в подлинности камня и его окраски, нужно определиться с его характеристиками, наиболее важной из которых является цвет. Действующие в России технические требования непросто применить для оценки цвета. Такие редко встречающиеся цвета, как розовый, голубой или зеленый согласно ТУ относятся к первой группе цвета, и это неправильно, потому что стоимость камней таких цветов существенно превышает стоимость бриллиантов первой группы цвета.
В отношении желтых бриллиантов в ТУ есть указание, что они могут быть отнесены к фантазийным, если являются более насыщенными, чем специальный камень – образец (эталон цвета 8-5). В международной практике цвет обычных бриллиантов характеризуется буквенным обозначением от D до Z, в зависимости от насыщенности желтого, а цвет камней, более желтых, чем эталон Z, описывается с помощью термина fancy (фантазийный). При этом эталон 8-5 может не соответствовать последнему цвету в международной шкале оценки цветности.
В зависимости от оттенка и насыщенности фантазийным камням присваиваются цвета: light yellow (светлый желтый), yellow (желтый), intense yellow (интенсивный желтый), vivid yellow (густой желтый) и т.п. При переходе из одной градации в другую стоимость резко подскакивает вверх. А если основной цвет бриллианта не желтый и не коричневый, а, например, голубой или розовый, то камень может считаться фантазийным, если его насыщенность выше, чем у образца цвета К.
По исследованиям издания CNN/Money второе место среди "объектов желания" миллионеров занимают ювелирные изделия с драгоценными камнями и, в частности, наиболее модные в последнее время изделия с цветными бриллиантами. Огранка цветных алмазов является выгодной и перспективной деятельностью. Цепочка, по которой движется камень из месторождения до потребителя - минимальна. Все найденные цветные алмазы, добывающие компании стараются продать непосредственно гранильным предприятиям, получив при продаже максимум прибыли и не оставляя ее посредникам. Гранильные предприятия, в свою очередь, стараются найти покупателя бриллианта, а в большинстве случаев он уже есть, и под его запрос осуществляется поиск сырья и выполняется огранка.
Собственником Millennium Star и Heart of Eternity является компания De Beers. Steinmetz Pink принадлежит Steinmetz Group и назван в ее честь. Moussaieff Red был огранен по заказу компании Moussaieff Jewellers Ltd. Бриллиант по имени Allnatt назван в честь своего владельца, известного мецената Альфреда Эрнста Алната
Стоимость цветных бриллиантов безмерно высока и может достигать $1 млн. за карат, если камень имеет природную окраску. Такую огромную стоимость фантазийные бриллианты имеют в первую очередь благодаря своей редкости. Цветные алмазы настолько специфичны, что для них не работают многие законы рынка обычных алмазов. Их нужно гранить по другим правилам, оценивать по другим системам и продавать иначе, нежели обычные бриллианты. На фантазийно окрашенные бриллианты не существует прейскурантов или прайс-листов, т.к. сделок с ними слишком мало для статистической обработки цен. Кроме того, небольшие вариации в окраске приводят к значительным скачкам стоимости. Например, для красных и розовых бриллиантов возможно резкое снижение стоимости, если у них проявляется коричневый оттенок. И наоборот, если основной цвет - коричневый, то стоимость может подскочить вверх, если проявляется оранжевый оттенок. Для синих и голубых бриллиантов нежелательным является серый оттенок, а для зеленых - желтый оттенок.
Для того, чтобы получить представление об уровнях цен, сложившихся на рынке цветных бриллиантов, дилеры и геммологи обычно собирают информацию о реальных сделках с этими камнями, в первую очередь по итогам аукционных торгов на Sotheby's и Christie's. Иногда в каталогах этих аукционов при подготовке к продаже какого-либо цветного бриллианта приводятся цены сделок с другими подобными камнями.
В разное время той или иной мировой популярностью пользовались различные цвета алмазов. В девятнадцатом веке и в начале прошлого века наибольшей популярностью пользовались синие бриллианты. Знаменитый синий 42.5-каратный бриллиант "Хоуп" считается самым дорогим небольшим предметом в мире, его оценивают в $200 млн., то есть чуть меньше $5 млн. за карат. В настоящее время сложно сказать, какой цвет камня является более популярным. Так, например, начиная с 1970-х годов, когда были открыты алмазные месторождения в Австралии, на рынок начали продвигать розовые, “коньячные”, “винные”, лиловые и красные бриллианты из месторождения Аргайл. Сейчас стоимость таких камней достигает $100 тыс. за карат. Цена красных, зеленых и синих бриллиантов колеблется между $400-$500 тыс. за карат. В декабре 2001 года красный бриллиант круглой огранки весом 1.92 карата и качества VS2 был продан за $1.65 млн.Являются ли черные алмазы фантазийными?
Ситуация с черными бриллиантами требует отдельного обсуждения. До недавнего времени сырье для их производства - черные алмазы - считалось исключительно техническим, т.е. такие алмазы отсортировывались в позицию "борт". Стоимость такого сырья не превышала 10 долларов за карат. Однако какая-то часть такого сырья пригодна для огранки, а именно те кристаллы, в которых черный цвет равномерно распределен по всему объему. Далеко не все специалисты согласны с тем, что ограненный черный алмаз можно называть бриллиантом, ведь он непрозрачен, не сверкает и не "играет", и способен отражать свет только поверхностью. Однако понятно, что торговый термин "черный бриллиант" имеет право на существование в том смысле, что использование этого термина не может преследоваться в судебном порядке.
Черных алмазов гораздо меньше, чем бесцветных (или почти бесцветных), поэтому черные бриллианты и украшения с ними начали позиционироваться как уникальные и быстро заняли свою рыночную нишу. Они популярны, в частности, у мужчин, многие из которых далеки от мысли украшать себя бесцветными бриллиантами и в таком виде появляться на обществе. Стоимость черных бриллиантов гораздо ниже, чем цветных, и существует категория покупателей, которые могут себе позволить черные, но не могут позволить (и даже найти на рынке) цветные. Кроме того, по причине низкой стоимости сырья операции с черными бриллиантами более прибыльны для огранщиков, дилеров и ювелиров, чем работа с бесцветными бриллиантами.
Однако помимо описанных положительных сторон, рынок черных бриллиантов имеет и отрицательные. Поскольку многие эксперты относятся к ним скептически, то владелец черных бриллиантов может почувствовать себя обманутым, если узнает, что "купил борт", или "переплатил", потому что это "вообще не бриллианты" и "относятся к самой последней группе по ТУ, или вообще не соответствуют ТУ". Вторая проблема - это то, что черные бриллианты могут нанести вред высокой рыночной репутации цветных бриллиантов, поскольку претендуют на их роль. Третья проблема - облагораживание. Рост популярности черных бриллиантов вызвал новый виток технологий облагораживания, и в частности, появились фирмы, которые могут "зачернить" низкокачественные, дефектные бриллианты путем облучения или отжига. В свою очередь, геммологические лаборатории ищут пути диагностики следов облагораживания таких камней и публикуют результаты исследований в научной геммологической периодике. Еще одна проблема - под видом черного бриллианта покупателю могут подсунуть искусственный черный муассанит.
Российский рынок
Почти все свои алмазы Россия добывает на месторождениях в Республике Саха - Якутия. В этих месторождениях из фантазийных окрасок встречаются только желтые и коричневые. Поэтому российский рынок цветных алмазов и бриллиантов страдает от нехватки сырья. Российские ювелиры раньше огранщиков почувствовали, что в стране есть спрос на фантазийно окрашенные бриллианты. Однако первые голубые и ярко-желтые бриллианты, закупленные ими за рубежом, были почти все облагороженными, о чем, естественно, иностранные продавцы не сообщали. Вслед за ювелирами огранщики и дилеры увидели возможности, которые несут в себе цветные бриллианты, и на нашем рынке появились бриллианты с природным происхождением окраски. В компании "АЛРОСА" отмечают рост спроса со стороны огранщиков на желтое и коричневое алмазное сырье. Постепенно на рынке возникло понимание, что цветной бриллиант должен сопровождается геммологическим экспертным заключением. В этом заключении должны быть отражены два обстоятельства: природное происхождение камня и природное происхождение окраски. Некоторые лаборатории, например, GTL GIA, имеют отдельный бланк для экспертного заключения на фантазийно окрашенный бриллиант.
Особенности оценки
Что нужно знать, чтобы не быть обманутым при торговле цветными бриллиантами? Во-первых, велика вероятность, что камень может быть синтетическим или облагороженным. Синтезировать крупный кристалл алмаза густой желто-коричневой окраски проще, чем бесцветный. Поэтому любой желтый, желто-коричневый или коричневый бриллиант нужно проверять на предмет природного происхождения. Имеющиеся на сегодняшний день технологии искусственного изменения окраски позволяют изменить цвет природного кристалла на более привлекательный, например, зеленый или ярко-желтый. Поскольку облагораживание не оставляет в камне очевидных следов, необходимо специальное оборудование и диагностические методики. Поэтому задачи диагностики обычно решаются в геммологических лабораториях, и экспертное заключение признанной лаборатории - гарантия подлинности камня и его окраски.
После того, как не осталось сомнений в подлинности камня и его окраски, нужно определиться с его характеристиками, наиболее важной из которых является цвет. Действующие в России технические требования непросто применить для оценки цвета. Такие редко встречающиеся цвета, как розовый, голубой или зеленый согласно ТУ относятся к первой группе цвета, и это неправильно, потому что стоимость камней таких цветов существенно превышает стоимость бриллиантов первой группы цвета.
В отношении желтых бриллиантов в ТУ есть указание, что они могут быть отнесены к фантазийным, если являются более насыщенными, чем специальный камень – образец (эталон цвета 8-5). В международной практике цвет обычных бриллиантов характеризуется буквенным обозначением от D до Z, в зависимости от насыщенности желтого, а цвет камней, более желтых, чем эталон Z, описывается с помощью термина fancy (фантазийный). При этом эталон 8-5 может не соответствовать последнему цвету в международной шкале оценки цветности.
В зависимости от оттенка и насыщенности фантазийным камням присваиваются цвета: light yellow (светлый желтый), yellow (желтый), intense yellow (интенсивный желтый), vivid yellow (густой желтый) и т.п. При переходе из одной градации в другую стоимость резко подскакивает вверх. А если основной цвет бриллианта не желтый и не коричневый, а, например, голубой или розовый, то камень может считаться фантазийным, если его насыщенность выше, чем у образца цвета К.
По исследованиям издания CNN/Money второе место среди "объектов желания" миллионеров занимают ювелирные изделия с драгоценными камнями и, в частности, наиболее модные в последнее время изделия с цветными бриллиантами. Огранка цветных алмазов является выгодной и перспективной деятельностью. Цепочка, по которой движется камень из месторождения до потребителя - минимальна. Все найденные цветные алмазы, добывающие компании стараются продать непосредственно гранильным предприятиям, получив при продаже максимум прибыли и не оставляя ее посредникам. Гранильные предприятия, в свою очередь, стараются найти покупателя бриллианта, а в большинстве случаев он уже есть, и под его запрос осуществляется поиск сырья и выполняется огранка.
источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий